ЭКСПЛУАТАЦИЯ СИЛОВЫХ УСТАНОВОК ПРИ ВЗЛЕТЕ И НАБОРЕ ВЫСОТЫ

Взлет самолетов производят, как правило, на взлетном (мак­симальном) режиме работы двигателей.

Перед взлетом самолета с поршневыми двигателями (ПД) пол­ностью открываются дроссельные заслонки и положение рычагов управления винтами должны соответствовать взлетной частоте вра­щения. Экипаж должен следить при взлете самолета за частотой

«ращения вала двигателя и в случае необходимости затяжелить воздушный винт вручную Увеличение частоты вращения выше мак­сима 1ыю допустимой может привести к разрушению двигателя из за больших динамических нагрузок. Такой контроль особенно необходим при взлете самолета после выполнения регулировочных работ, замены регулятора постоянной частоты вращения винта.

Для лучшего охлаждения двигателя полностью открывают створки (юбки) капотов, а также створки маслор а диаторов, особенно в лет­ний период

При взлете самолета необходимо контролировать давление над­дува, а также температуру головок цилиндров, давление и темпера­туру масла, давление бензина Ввиду большой вагружеииости ПД при работе на взлетном режиме продолжительность его работы при этом ограничивается временем непрерывной работы, обычно не более 5 чин

Набор высоты па самолетах с поршневыми двигателями про­изводится на повышенных крейсерских режимах. Наивыгоднейшее сочетание частоты вращения вала двигателя и давления наддува при этом производится в руководствах по летной эксплуатации самолетов При снижении режима работы двигателя не рекоменду­ется производить затяжелеиие винта при полностью открытой дрос­сельной заслонке, так как при этом снизится частота вращения и создадутся благоприятные условия для появления детонации. По­этому необходимо сначала уменьшить наддув рычагом газа, а за­тем затяжелить воздушный винт рычагом управления винтом, а при повышении режима наоборот: сначала увеличить частоту вращения, а затем наддув.

В газотурбинных двигателях на взлетном режиме детали га­зовоздушного тракта подвержены высоким температурным и ди­намическим нагрузкам, поэтому продолжительности работы на этом режиме необходимо по возможности ограничивать, переводя РУД иа номинальный режим при наборе высоты Лишь в сложных ме­теорологических условиях набор высоты частично выполняют на взлетном режиме.

Дня набора высоты иа самолете с газотурбинными двигателями используют номинальный режим; время непрерывной работы при этом тоже ограничивается. Кроме ограничения непрерывной рабо­ты введены ограничения по суммарной наработке на взлетном и номинальном режимах в процентах от общего ресурса двигателя, так как от продолжительности и частоты их использования зависит долговечность двигателя. Наработка на взлетном и номинальном режимах зависит от условий эксплуатации двигателей, и в первую очередь от протяженности авиационной линии.

При эксплуатации турбовинтовых двигателей обязательным ус­ловием является постановка воздушного винта перед взлетом па упор (при этом должны погаснуть сигнальные лампы контроля давления масла в каналах малого шага и фиксатора шага). Раз­виваемая двигателем мощность в полете контролируется по давле­нию масла в измерителе крутящего момента.